Тучи над головой бывшего начальника московского метрополитена Дмитрия Гаева начали сгущаться в середине декабря 2010 года: тогда Генеральная прокуратура РФ направила информацию в адрес мэра Москвы Сергея Собянина , в которой поставила вопрос об увольнении Дмитрия Гаева с должности руководителя ГУП » Московский метрополитен » и взыскании убытков, причиненных предприятию. В ходе проверки московского метро Генпрокуратура выявила грубые нарушения федерального законодательства в сфере распоряжения имуществом, охраны культурного наследия, безопасности труда, безопасности движения поездов, тарифной политики и так далее. Более того, сделала Генпрокуратура выводы по итогам проверки, «руководитель ГУП «Московский метрополитен» Дмитрий Гаев при исполнении своих обязанностей действовал недобросовестно, ущемляя интересы унитарного предприятия, в том числе в целях личного обогащения». В частности, одна из основных претензий ведомства заключалась в том, что, используя полученные за счет средств госпредприятия результаты, он стал патентообладателем и, начиная с 1999 г., получил 112 млн. рублей от возглавляемого им ГУПа (12 млн. рублей первоначально и по 10 млн. рублей ежегодно). Гаев незаконно продолжал получать доход по лицензионному договору в период прекращения действия патента с 17 января 2003 г. по 22 ноября 2004 г. в связи с неоплатой пошлины за поддержание патента в силе. «После возобновления правовой охраны патента в 2004 г. он информацию о сделке, в совершении которой имелась заинтересованность, до сведения правительства Москвы не довел», — сообщила в декабре прокуратура.
В ответ на это мэр Москвы Сергей Собянин обратился с просьбой к Счетной палате РФ провести проверку всего транспортного комплекса Москвы. Согласно итогам проверки, обнародованным в конце 2010 года, из 500 млрд. рублей, потраченных на транспортный комплекс Москвы за три года, около половины (точнее, 215 млрд. рублей) израсходовано с нарушениями. ГУП «Московский метрополитен» также подвергался проверке Счетной палаты. А по данным Контрольно-счетной палаты Москвы, за два года объем нарушений руководством ГУП «Московский метрополитен» составил более 3 млрд. рублей.
В январе ситуация вокруг Гаева, казалось бы, утратила остроту, но уже 3 февраля в СМИ появились сообщения о том, что начальник Московского метрополитена отправлен в отставку. Правда, тогда руководитель столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Николай Лямов не подтвердил информацию, и сам Дмитрий Гаев заявил, что ему ничего неизвестно о своей отставке, и он находится на своем рабочем месте. Но 7 февраля, уже официально, Сергей Собянин освободил начальника ГУП «Московский метрополитен» Дмитрия Гаева от занимаемой должности «по собственной инициативе». На его место был назначен бывший начальник Калининградской железной дороги Иван Беседин.
Но Генпрокуратура не оставила своих намерений окончательно разобраться в ситуации, сложившейся в столичном метро за годы, пока им руководил Гаев. 18 февраля 2011 года стало известно, что Генпрокуратура направила в Следственный к
17cf
омитет МВД России материалы проверки в отношении бывшего начальника ГУП «Московский метрополитен» Дмитрия Гаева для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по «Злоупотребление полномочиями». Тогда Гаев отказался от комментариев по этому поводу — точно так же, как и 24 марта, когда уголовное дело все же было возбуждено. Как сообщила официальный представитель СК при МВД Ирина Дудукина, Гаев подозревается в незаконном получении патента на изобретение автоматизированной системы оплаты проезда. Уголовное дело возбуждено по статье дело 201 УК РФ — «Злоупотребление полномочиями».
Напомним, Дмитрий Гаев занимал пост начальника ГУП «Московский метрополитен» с 1995 года. До этого занимал должность заместителя начальника метрополитена, работал в железнодорожном депо и на партийных должностях. При Гаеве в Московском метро была открыта Люблинская линия, линия легкого метро в Бутово, ответвление к ММДЦ «Сити». На линиях была начата эксплуатация составов с асинхронным приводом типа 81-740/741 «Русич». В метро была организована система видеонаблюдения. Изменилась система оплаты проезда: вместо жетонов были введены сначала контактные, потом бесконтактные карты. Темпы строительства, по мнению мэра Москвы Сергея Собянина, были недопустимо низкими: по его словам, «мы отстали на годы, и теперь придется наверстывать упущенное». Если при Гаеве за 15 лет было открыто около 30 станций метро, теперь перед городом стоит задача построить 35 новых станций до 2015 года (то есть более 50 километров линий — около 15 километров метро в год против четырех при Гаеве). Москвичам не хватает свыше 100 километров метрополитена, уверены столичные власти: сейчас его протяженность составляет около 300 километров. Для сравнения, в Нью-Йорке этот показатель — 1000 км, в Сеуле — около 400.