Вновь похищена часть цепей-гирлянд художественного ограждения памятника А.С.Пушкину на Пушкинской площади в Москве. По данным, полученным корреспондентом ИА REGNUM от пресс-службы департамента культурного наследия Москвы, 24 марта 2011 года в ходе плановой проверки инспекцией департамента был зафиксирован очередной акт вандализма по отношению к важнейшему объекту культурного наследия федерального значения. Выяснилось, что две цепи были оборваны, а третья украдена. В настоящее время обнаруженная сотрудниками ОВД «Тверское» похищенная цепь находится на ответственном хранении в департаменте культурного наследия, предпринимающего всё возможное для скорейшего восстановления памятника.
Подобное происшествие происходит не впервые, констатировали в департаменте. За период 2007-2011 годов уже происходило хищение элементов ограждения и нарушение целостности ограды памятника Пушкину. Последний такой случай произошел 7 марта 2007 года, было зафиксировано исчезновение девяти цепей-гирлянд и семи венков художественной ограды. На восстановление монумента было потрачено почти 6 млн. рублей. В настоящий момент департамент готовит обращение в адрес начальника Главного управления внутренних дел по Москве Владимира Колокольцева с просьбой дать указания усилить охрану территории в непосредственной близости от памятника.
По словам советника руководителя департамента культурного наследия Николая Переслегина, случай с памятником Пушкину в очередной раз свидетельствует о «халатном отношении общества к объектам культурного наследия». Это подчеркивает необходимость проведения полной инвентаризации всех скульптур в городе с последующей передачей городских монументов единому балансодержателю, констатировал чиновник. «В настоящий момент в Москве абсолютно неясно, кто же несет ответственность за состояние того или иного памятника: памятник открыли, ленточку перерезали и все, — прокомментировал он. — Вопрос собственности, а следовательно, ответственности и бережного ухода, как правило остается открытым. На настоящий момент подобных монументов с неопределенной имущественной судьбой в Москве около 1500».
Учитывая, что скульптура — это особый объект, как правило требующий специального режима содержания, подобная ситуация чревата новыми утратами, считает Переслегин. «В идеале у городских памятников должен быть единый балансодержатель, в обязанности которого будет входить учет объектов, постоянный мониторинг их состояния и своевременное проведение квалифицированных ремонтно-реставрационных работ, основанных на научных исследованиях, — отметил он. — Департамент культурного наследия города Москвы готов выступить такой организацией. Это позволит избавиться от таких печальных метаморфоз, как «бесхозный Пушкин»».