Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл в аэропорту Шереметьево совещание по вопросам развития Московского авиатранспортного узла

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы собрались сегодня здесь, в Шереметьево для того, чтобы обсудить планы и конкретные проекты по развитию Московского авиационного транспортного узла. Специально пригласили на совещание руководителей основных московских аэропортов и ведущих российских авиакомпаний, чтобы выслушать все точки зрения и принять решения по ключевым, принципиальным вопросам. Должен сказать, что мы сейчас провели уже практически предсовещание и некоторые вопросы согласовали. Сейчас я об этом тоже объявлю.

Вы знаете, что через аэропорты московской воздушной зоны выполняется бльшая часть наших внутренних и международных рейсов. Их услугами ежедневно пользуются десятки тысяч пассажиров, проходят значительные объёмы грузоперевозок. Кроме того, именно здесь, в московских аэропортах, зарегистрированы и осуществляют свою деятельность ключевые российские авиационные компании, поэтому реконструкции и качественной модернизации Московского авиаузла мы уделяем особое внимание (и будем это делать в будущем – собственно говоря, для этого мы и собрались, чтобы на эти темы поговорить), инвестируем в развитие инфраструктуры авиационного транспорта значительные бюджетные средства.

В последние годы в основных столичных аэропортах – Шереметьево, Домодедово, Внуково – проделан большой объём работы, в том числе проведена реконструкция действующих взлётно-посадочных полос, построены новые терминалы, установлено современное навигационное и посадочное оборудование. Вместе с тем ещё более динамично и интенсивно растут и объёмы авиационных перевозок: только в прошлом году пассажиропоток Московского авиационного узла увеличился на 20% и превысил 50 млн человек. Аэропорт Домодедово – 22,3 млн пассажиров в год, аэропорт Шереметьево – 19,3 млн, аэропорт Внуково – 9,5 млн. Эти цифры близки к предельной пропускной способности существующей инфраструктуры столичного авиаузла. И очевидно, что в дальнейшем нагрузка будет только возрастать.

За январь 2011 года перевезено 3,8 млн человек. Рост по сравнению с аналогичным месяцем 2010 года – 11%. Поэтому в настоящее время необходимо сосредоточить все усилия на улучшении качества работы аэропортов, повышении комфортности и безопасности авиаперевозок, на развитии современного сервиса.

В наших планах – увеличить пропускную способность трёх основных московских аэропортов: увеличить в два раза
3579
– к 2020 году до 100 млн пассажиров. Напомню, предельная пропускная способность существующей наземной инфраструктуры аэропортов Московского авиационного узла позволяет обслуживать около 65 млн человек. Действующая система организации воздушного движения над Москвой позволяет обслуживать 80 млн пассажиров в год. Главное – нам нужно превратить Московский авиационный узел, главную воздушную гавань России, в современный международный авиатранспортный комплекс самого высокого уровня.

Эффективная организация транспорта – это ключевое условие успешного развития Москвы, развития как крупного мирового центра бизнеса, науки, культуры. Кроме того, сам транспорт, транзитные услуги могут стать одним из существенных, заметных источников роста экономики Москвы и Московской области, генерировать новые рабочие места и дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней. В этой связи отмечу те ключевые моменты, которые нам предстоит обсудить.

Первое. Необходимо продолжить работу по модернизации и развитию наземной инфраструктуры аэропортов Московского транспортного узла. В этой связи хотел бы сказать, что вот сейчас только в беседе с мэром Москвы, министром транспорта, представителями Минфина мы договорились о том, что объединим в единый комплекс аэропорт Шереметьево, где у Правительства Российской Федерации 100% акций, и аэропорт Внуково, где у Правительства Москвы 75% акций. По предварительной оценке, это будет стоить несколько десятков миллиардов рублей. Исторические затраты Москвы на развитие Внуково – где-то в районе 45–50 млрд. Мы эти деньги заплатим из федерального бюджета городу Москве.

Мы сегодня разговаривали, сейчас только, с мэром Москвы. Мэр считает, и я его поддерживаю, эти средства будут направлены на развитие метрополитена города Москвы. Мы исходим из того, что, как в таких случаях говорят, возникла синергия, которая создаст условия для существенного увеличения возможности грузопотока, пассажиропотока, даст возможность специализировать и Внуково, и Шереметьево, и существенным образом в конечном итоге снизит нагрузку на федеральный бюджет за счёт экономии на так называемой прилегающей инфраструктуре. Имею в виду, что, скажем, к Внуково, к Шереметьево… Ну к Шереметьево дополнительно ещё нужны дороги туда, во Внуково Москва в своё время вложилась и вложила немаленькие деньги. Да. Вместе с тем хочу сразу же отметить – у государства нет цели вечно сидеть в этих активах. Этот шаг направлен на то, чтобы создать единый комплекс, технологически его обустроить и потом по соответствующей рыночной цене выводить на рынок и приватизировать.

В числе приоритетов в этой связи – завершение в 2012 году реконструкции взлётно-посадочной полосы в аэропорту Внуково и осуществление строительства в ближайшие годы новой третьей полосы в аэропорту Шереметьево, в котором, как известно, базируется наш основной национальный перевозчик – это авиакомпания «Аэрофлот». В этой связи прошу Минфин, Минтранс, Минэкономразвития обеспечить необходимое финансирование и организацию строительных работ.

Далее. По мнению экспертов, серьёзный резерв в повышении пропускной способности московских аэропортов заложен в самой системе управления воздушным движением. Воздушное пространство Московского авиационного узла нужно эффективнее использовать, чтобы самолётам не приходилось наматывать круги перед посадкой или подолгу ждать взлёта. Начиная с 2005 года в московской воздушной зоне уже введено более 40 новых воздушных трасс. Это значительно повысило ритмичность и экономичность полётов воздушных судов. Эту работу, конечно, нужно активно продолжать, нужно переоснастить центр управления полётами, диспетчерские службы аэропортов, внедрить более современные средства навигации. В ходе совещания прошу представителей ведомств, руководителей аэропортов, авиакомпаний изложить свои предложения и на этот счёт, в том числе по оптимизации воздушных коридоров.

Третье. Конечно, развитие Московского транспортного авиационного узла необходимо вести в тесной увязке с модернизацией дорожной инфраструктуры, улучшением транспортных коммуникаций вокруг самих аэропортов. Нам нужна по-настоящему интегрированная система, без узких мест, чтобы все виды транспорта были удобно и надежно состыкованы. Надо исправлять сложившуюся ситуацию, когда пассажиры из-за пробок добираются в аэропорт по нескольку часов, и дорога в аэропорт порой занимает больше времени, чем сам перелёт из одного города в другой.

Городские власти Москвы решение транспортных проблем столицы определили одним из своих приоритетов, выделили на эти цели значительные средства. И, разумеется, мы эти шаги будем поддерживать.

Как мы и договаривались, Министерство транспорта, власти Москвы и Московской области должны работать в тесном контакте друг с другом, тем более что для этого создан специальный координационный комитет. Одновременно прошу подумать и над сов

.